Факультатив по биологии для 8 класса Анатомия человека

Картинка
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Содержимое

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа факультативного курса с тематическим планированием «Анатомия человека» составлена по биологии для 8 класса на основе сборника программ элективных курсов/сост. И.П. Чередниченко. – Волгоград: Учитель, 2011 – 203с.  (Биология, предпрофильная подготовка).

Общая характеристика факультативного курса

Программа курса основывается на содержании и принципах построения базовой школьной программы по анатомии и физиологии человека, но включает в себя более глубокое и расширенное содержание, усиленное выполнением практических работ. Программа включает отдельные содержательные блоки, каждый из которых - это круг вопросов, связанных со строением и функциями конкретного аппарата или системы, включая тканевый уровень. Данный факультативный курс не только расширит кругозор учащихся, но и повысит качество знаний по данному предмету.

Изучение фило- и онтогенеза органов и систем, возрастных и половых особенностей, влияние внешней среды способствует широкому естественно-научному образованию обучающихся, формирует у них экологическое мышление.

Цель курса: расширить и углубить знания учащихся, в области анатомии и физиологии человека с целью формирования целостного представления о человеке как о биосоциальном виде; использовать полученные знания для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Задачи курса:

▪знакомство с фундаментальными законами и принципами существования организма человека;

▪особенности человека как вида животного царства;

▪изучение строения организма человека, его отдельных тканей, органов и систем органов в связи с выполняемыми функциями;

▪формирование системы общебиологических понятий;

▪знакомство с историей развития знаний по анатомии и физиологии человека и вкладом в развитие этих наук выдающихся ученых;

▪освоение приемов и методов изучения физиологических процессов и функций организма человека, развитие навыков самостоятельной исследовательской и проектной работы;

▪знакомство с гигиеническими требованиями и привитие навыков здорового образа жизни;

▪воспитание экологической культуры учащихся;

▪повышение качества знаний по предмету.

Место учебного предмета в учебном плане

Важное место анатомии и физиологии человека как учебного предмета в системе биологического образования определяется ее значением в формировании правильных представлений, учащихся о строении, закономерностях и механизмах физиологических процессов организма человека, о психическом и социальном здоровье человека. Актуальность программы «Анатомия человека» - это науки, изучающие биологическую сущность человека, являются фундаментом для медицины.

Программа факультативного курса рассчитана на 35 часов. Занятия проводятся по 1 часу в неделю. В данной программе предусмотрено проведение 5 практическая работы.

Адресность программы

Рабочая программа составлена для организации учебных занятий в 8а и 8б общеобразовательных классах, углубленно изучающих предметы естественнонаучного профиля.

Результатом психологической диагностики уровня интеллектуального развития показывает, что в данных классах присутствуют обучающиеся с высоким, средним и низким уровнем интеллектуального развития. Так же в этих классах есть обучающиеся с высокой, средней и низкой мотивацией к обучению.

Формы организации образовательного процесса

Определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, развития и саморазвития личности.   В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, обобщение знаний после завершения изучения крупных тем); личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.  

Методы и приёмы работы на уроках: словесные, наглядные, письменная работа, поощрения, индивидуальный опрос, работа с текстом, работа у доски, под руководством учителя, беседа, убеждение значимости, фронтальный опрос, взаимоконтроль, самоконтроль.

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков обучающихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков обучающихся.

 

 

 

 

Учебно-тематический план

п/п

 

Тема раздела

Количество часов

теоретические

практические/

лабораторные

1

Введение

1

 

2

Положение человека в природе

2

 

3

Ткани организма человека

 

1

4

Остеология

1

1

5

Соединение костей

2

 

6

Скелет туловища

2

 

7

Скелет верхней конечности

2

 

8

Скелет нижней конечности

2

 

9

Миология

2

 

10

Общая характеристика внутренних органов

2

 

11

Дыхательная система

2

 

12

Мочеполовая система

2

 

13

Сердечно-сосудистая система

1

1

14

Артериальная система. Венозная система

1

1

15

Эндокринная система

2

 

16

Нервная система и органы чувств

2

 

17

Периферическая нервная система

2

 

18

Органы чувств

2

1

 

Итого: 35 часов

30 часов

5 часов

 

 

 

 

Содержание программы факультативного курса. 8 класс (35 часов, 1 час в неделю)

1. Введение. Определение предмета анатомии и связи ее с другими биологическими науками. Разделы анатомии. Методы анатомического исследования, значение изучения анатомии в формировании научного мировозрения. Роль знаний анатомии в формировании личности ученика.

2. Положение человека в природе. Общие черты человека и позвоночных животных. Общие черты человека и приматов и их отличия. Ранние стадии развития зародыша человека. Особенности эмбриогенного человека. Организм человека как единая целостная живая система. Положение человека как биологического вида в системе животного царства.

            Анатомия и физиология человека - науки, изучающие внешнее и внутреннее строение, функции и процессы жизнедеятельности организма человека. Предмет анатомии и физиологии, методы и основные направления. Значение анатомии и физиологии для медицины и биологии. Краткая история анатомии и физиологии.

3. Ткани организма человека. Понятие о тканях. Классификация тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткань, их строение, многообразие, функции, местоположение в организме, происхождение в онтогенезе. Практическая работа №1. Особенности строения эпителиальных и соединительных тканей с использованием готовых микропрепаратов.

4. Остеология.  Аппарат движения, его состав и значение.  Пассивная часть двигательного аппарата - скелет. Строение костной ткани. Кость как орган: внешнее и внутреннее строение. Химический состав и физические свойства костей. Рост костей. Классификация костей. Практическая работа № 2. Оценка собственных параметров осанки.

5. Соединения костей. Непрерывные, полупрерывные и прерывные соединения костей. Строение и классификация суставов. Значение соединения костей. Обзор скелета человека: отделы, характеристика костей отделов скелета. Особенности скелета человека в связи с прямохождением, выполнением трудовых операций, половые отличия. Осанка. Болезни скелета и их профилактика.

6. Скелет туловища. Фило- и онтогенез позвоночного столба и грудной клетки, их особенности у человека. Соединение костей туловища. Влияние различных факторов на строение скелета. Предупреждение формирования неправильной осанки. Аномалии развития скелета туловища.

7. Скелет верхней конечности. Онтогенез. Особенности строения руки человека в связи с трудовой деятельностью и прямохождением. Соединение костей верхней конечности.

8. Скелет нижней конечности. Особенности строения у человека. Своды стопы. Предупреждение плоскостопия. Соединения костей нижней конечности. Особенности костей таза у женщин.

9. Миология.  Активный двигательный аппарат, его значение. Поперечнополосатая скелетная мышечная ткань. Скелетная мышца как орган: строение и функции. Классификация мышц. Основные закономерности работы мышц.

Рефлекторный принцип деятельности скелетных мышц. Обзор скелетной мускулатуры человека. Мышечная деятельность как условие здорового образа жизни. Значение физических упражнений. Осанка и гигиена позвоночника, профилактика заболеваний позвоночника.

10. Общая характеристика внутренних органов. Система органов пищеварения человека, ее состав и функции. Отделы пищеварительного тракта, их строение. Ротовая полость: язык, зубы, их участие в пищеварении. Глотка, пищевод. Желудок: строение, желудочные железы, желудочный сок. Тонкий кишечник, его отделы, особенности строения стенки. Толстый кишечник: отделы, строение стенки. Пищеварение и его значение для организма. Пища, пищевые и питательные вещества. Пищеварительные ферменты и их действие. Профилактика заболеваний ротовой полости.

Работы И.П. Павлова по изучению пищеварения. Процессы пищеварения в отделах пищеварительного тракта. Пищеварительные железы: печень, поджелудочная железа их строение и роль в процессах пищеварения. Регуляция пищеварения. Понятие о полноценном, сбалансированном питании и гигиена пищеварения.

11. Дыхательная система. Система органов дыхания, значение дыхания. Верхние дыхательные пути: носовая полость, носоглотка, ротоглотка, гортань: строение функции. Нижние дыхательные пути: трахея, бронхи, их строение и функции. Легкие, их местоположение, внешнее строение. Внутреннее строение легких. Плевра. Механизм вдоха - выдоха. Механизмы и эффективность газообмена в легких. Легочные объемы и их определение. Регуляция дыхания. Гигиена органов дыхания.

12. Мочеполовая система. Система органов мочевыделения. Роль выделительных процессов для нормальной жизнедеятельности. Почки, их местоположение, внешнее строение. Жировая капсула почек. Внутреннее макро- и микроскопическое строение почек. Нефрон - структурная и функциональная структура почек. Процесс мочеобразования: фильтрационная фаза и реабсорбционная фаза. Регуляция мочеобразования. Мочевыводящие пути. Гигиена органов мочевыделения, профилактика заболеваний.

13. Сердечно - сосудистая система. Сердце: местоположение, внешнее строение. Внутреннее строение сердца: полости, стенка, клапаны. Функции сердца. Околосердечная сумка, ее строение и значение. Свойства сердечной мышцы: возбудимость, проводимость, сократимость, автоматия. Проводящая система сердца. Ее значение. Работа сердца: сердечный цикл, систолический и минутный объем кровотока, тоны сердца, электрокардиограмма. Регуляция работы сердца.

Кровеносные сосуды, их классификация, особенности строения и функции. Закономерности расположения сосудов. Механизмы движения крови по артериям, венам и капиллярам. Основные закономерности и показатели движения крови по сосудам: давление, пульсовая волна, линейная скорость и время полного кругооборота.

Общая схема кровообращения человека: сосуды большого, малого и сердечного кругов кровообращения.

Практическая работа № 3. Изучение закономерностей работы сердца при различных нагрузках.

14. Артериальная система. Венозная система.  Лимфатическая система: ее строение и функции. Лимфатические сосуды и лимфатические узлы. Лимфа и лимфообращение. Кровь. Понятие о внутренней среде организма и о гомеостазе. Функции крови. Строение, состав свойства и объем крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, их количество, строение и функции. Кроветворные органы. Свертывание крови. Группы крови человека. Иммунитет, его виды. Гигиена органов кровообращения, заболевания сердечно-сосудистой системы и их профилактика.

Практическая работа № 4. Первая помощь при кровотечениях.

15. Эндокринная система. Желез внутренней секреции. Гормоны. Роль эндокринных желез в регуляции функций организма. Система желез внутренней секреции. Общие понятия о регуляции функций. Гуморальная регуляция. Понятие о гормонах, их значение в организме. Обзор эндокринной системы. Функции отдельных желез внутренней секреции, их гипо- и гиперфункции.

16. Нервная система и органы чувств. Эмбриогенез нервной системы. Спинной мозг. Белое и серое вещество. Подразделение нервной системы на отделы. Нервная ткань. Строение и функции нейронов. Понятие о синапсе. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы. Рефлекторная дуга. Классификация рефлексов. Безусловные и условные рефлексы. Правила выработки условных рефлексов. Работы И.П. Павлова.

Центральная нервная система: спинной и головной мозг. Строение внешнее и внутреннее. Отделы головного мозга, их строение и функции. Большие полушария, их строение и функции. Доли больших полушарий. Кора больших полушарий, ее строение, локализация функций в коре больших полушарий. Особенности головного мозга человека.  

17. Периферическая нервная система. Периферическая нервная система: спинномозговые и черепно-мозговые нервы. Соматическая и автономная нервная система. Строение и функции. Сравнительная характеристика симпатической и парасимпатической нервной системы. Высшая нервная деятельность человека. Первая и вторая сигнальные системы. Память, мышление, сознание.

18. Органы чувств. Сенсорные системы. Роль сенсорных систем в связи организма с внешней средой. Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор. Строение органа зрения. Зрительные рецепторы. Механизмы фоторецепции. Гигиена зрения и нарушения зрения.

Слуховой анализатор. Строение органа слуха: наружное, среднее и внутреннее ухо. Строение кортиева органа и роль волосковых клеток. Механизмы звуковосприятия. Гигиена слуха. Вестибулярный анализатор. Полукружные каналы и преддверие улитки. Работа вестибулярного аппарата.

Вкусовой, обонятельный и кожный анализаторы, строение и механизмы рецепции.

Практическая работа № 5. Закономерности реакции зрачка на степень освещенности глаза. Определение остроты зрения.

 

Примерные темы проектных работ учащихся.

1. Выбираем здоровье. Оценка состояния здоровья учащихся

 на основе антропометрических исследований и разработка рекомендаций по его улучшению.

2. Краткая история анатомии и физиологии человека.

3. Микромир нашего организма.

4. Фотоальбом «Анатомия человека»

5. Достижения современной биологии в области анатомии и физиологии человека.

6. Проект «В здоровом теле – здоровый дух» Оценка состояния здоровья учащихся на основе антропометрических исследований и разработка рекомендаций по его улучшению

7. Новейшие изобретения в медицине.

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

 

Программа направлена на достижение следующих целей

освоение важнейших знаний о человеке как о биосоциальном существе, сформировать представление о строении человеческого тела, о строении органов, систем органов, их тесной взаимосвязи, координации и регуляции функций, размножении и развитии, высшей нервной деятельности;

-уметь:

-применять биологические знания для объяснения процессов и явлений протекающих в организме человека;

- использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

-распознавать на таблицах органы и системы органов;

- находить связи между строением и функциями органов;

-оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях и травмах;

- соблюдать режим отдыха и труда, правила личной и общественной гигиены,

- пользоваться микроскопом, проводить самонаблюдения, ставить простейшие опыты;

- работать с учебной и дополнительной литературой;

 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

-воспитание естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни;

- позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

-применение полученных знаний и умений для профессионального самоопределения, для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Формируемые ключевые компетенции - компетентностей, т.е. готовности обучающихся использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.

Ключевые компетенции

Способ их формирования и развития

Способы контроля и мониторинга

Учебно-познавательные компетенции

1.1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.

Учебно-управленческие компетенции

- Определять индивидуально и коллективно учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности.

- Определять наиболее рациональную последовательность действий по индивидуальному и коллективному выполнению учебной задачи.

- Соблюдать основные правила выполнения домашней учебной работы в определенных временных границах.

- Самостоятельно оценивать свою учебную деятельность (самоуправление);

- Усвоение способов самостоятельного приобретения знаний из различных источников информации;

- Оценка умения планировать, организовывать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность.

- Индивидуальный и коллективный опрос.

- Оценка индивидуально- групповой формы деятельности.

- Оценка качества и своевременность выполнения домашних и классных работ.

- Рефлексия

Учебно-логические умения

 

 

 

 

 

 

 

 

Знать:

- Правила составления классификаций.

- Типы классификаций: искусственная и естественная.

- Формы доказательства.

Уметь: Определять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи.

- Сравнивать объекты.

- Определять и решать проблемы

Решение учебных, познавательных задач.

 

Учебно - информационные и

коммуни-

кативные компете-

нции.

 

Умения работать с письменными и устным текстами.

А) работа с книгой и другими источниками информации;

Б) культура устной и письменной речи.

- Бегло, сознательно, правильно читать

- Составлять сложный план письменного и устного текста.

- Составлять на основании письменного и устного текста таблицы, схемы, графики.

- Составлять тезисы письменного и устного текста.

- Составлять конспекты письменного и устного текста.

- Составлять реферат по определенной форме.

-Составлять доклады

 

Беседы, дискуссии, защита рефератов, творческих работ, презентаций.

Выполнение заданий в тетрадях на печатной основе.

 

Умения работать с реальными объектами (предметы, процессы, явления )как источниками информации.

- Самостоятельно осуществлять  различные  виды наблюдений (структурированное, неструктурированное, лабораторное, полевое)

 

Оценка самостоятельной деятельности учащихся при выполнении лабораторных, практических работ.

2

Компетенции личностного самосовершенствования.

 

Знать: способы и приемы познания, методы познавательной деятельности и эффективного обучения.

Уметь: воспроизводить известные способы решения, самостоятельно находить новые решения, решать учебно-познавательные  нестандартные ситуации, творчески учиться, развивать познавательный интерес к учебным дисциплинам.

 

Оценка выполнения творческих и исследовательских работ. Проектная деятельность.

 

Оценка уровня сформированности знаний учащегося  по основным разделам курса.

3

Общекультурные компетенции

компетенции в сфере общественной деятельности;

компетенции в сфере трудовой деятельности;

компетенции в бытовой сфере (включая аспекты семейной жизни, сохранения и укрепления здоровья и т.д.);

компетенции в сфере культурной деятельности (включая набор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).

- адекватное осмысление ситуации на основе имеющихся культурных образцов понимания, оценки такого рода ситуаций;

– адекватность распознавания ситуации, постановки и эффективного выполнения целей, задач, норм в данной ситуации;

– адекватное общение с учетом соответствующих культурных образцов общения и взаимодействия.

 

 

 

 

 

 

                                                     Учебно-методический комплект

Литература для обучающихся

 

  1. Анастасова Л.П., Гольнева Д.П., Короткова Л.С. Человек и окружающая среда. Учебник для 9 класса. М.: Просвещение, 2001
  2. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.: Просвещение, 1980.
  3. Мамонтов С.Г. Биология. Пособие для поступающих в вузы. М.:Высшая школа, 2005
  4. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология человека. Учебник для 9 класса школ с углубленным изучением биологии. М.:Просвещение, 2005
  5. Энциклопедия для детей. Человек. М., Аванта + , 2004
  6. Справочник школьника и студента/ Под ред. З Брема и И. Мейнке. – М.: Дрофа, 2010

 

Литература для учителя

 

  1. Анастасова Л.П., Гольнева Д.П., Короткова Л.С. Человек и окружающая среда. Учебник для 9 класса. - М.: Просвещение, 12001
  2. Араксова О. С, Бурая И.В. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии. 8-11 класс. Методическое пособие. – М.:Вентана-Граф, 2005
  3. Зайцев О.С. Методика обучения химии. Теоретический и практический аспект. – М.: Просвещение, Владос, 1999.
  4. 3. Мамонтов С.Г. Биология. Пособие для поступающих в вузы. М.: Высшая школа, 1991.
  5. Рохлов В.С. Человек. Дидактический материал.- М.: Просвещение, 1997.
  6. Румянцева М.Ф., Лосева Т.Н., Бунина Т.П. Руководство к практическим занятиям по физиологии с основами анатомии человека.- М.: Медицина, 1999
  7. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия человека. -М.: Просвещение, Владос, 1995.
  8. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология человека. Учебник для 9 класса школ с углубленным изучением биологии. М.: Просвещение,2005
  9. Энциклопедия для детей. Человек. М., Аванта + , 2004.
  10. Хуторской А.В. Структура широкомасштабного педагогического эксперимента. Научно-практический журнал. Школьные технологии № 3, 2006., с.44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование на учебный год: 2016/2017

 

№ П\П

Кол-во

часов

Тема

 

Дата

план/ факт

  1. Введение (1 час)

1

Введение. Анатомия и физиология человека как науки. Краткая история их развития.

 

  1. Положение человека в природе (1час)

2

Положение человека в системе животного царства. Общий обзор свойств и строения организма человека.

 

  1. Ткани организма человека (1 час)

3

Ткани организма человека. Строение эпителиальных и соединительных тканей, их значение. Практическая работа №1. Особенности строения эпителиальных и соединительных тканей с использованием готовых микропрепаратов.

 

  1. Остеология (2 часа)

4-5

Опорно-двигательный аппарат человека. Пассивный двигательный аппарат. Активный двигательный аппарат.          Осанка и гигиена позвоночника, профилактика заболеваний позвоночника        

Практическая работа № 2. Оценка собственных параметров осанки.

 

  1. Соединение костей (2 часа)

6-7

Непрерывные соединения: синдесмозы, синхондрозы, синостозы. Их значение в организме. Полусуставы. Прерывистые соединения: диартрозы.  Строение суставов: основные и дополнительные элементы. Классификация суставов, оси вращения. Факторы, влияющие на подвижность суставов. Развитие суставов в фило- и онтогенезе.  Возрастные изменения суставов.

 

  1. Скелет туловища (2 часа)

8-9

Фило- и онтогенез позвоночного столба и грудной клетки, их особенности у человека. Соединение костей туловища. Влияние различных факторов на строение скелета. Предупреждение формирования неправильной осанки. Аномалии развития скелета туловища.

 

  1. Скелет верхней конечности (2 часа)

10-11

Онтогенез. Особенности строения руки человека в связи с трудовой деятельностью и прямохождением. Соединение костей верхней конечности.

 

  1. Скелет нижней конечности (2 часа)

12-13

Особенности строения у человека. Своды стопы. Предупреждение плоскостопия. Соединения костей нижней конечности. Особенности костей таза у женщин.

 

  1. Миология (2 часа)

14-15

Мышцы – активная часть опорно-двигательного аппарата. Строение мышечной ткани. Классификация мышц. Мышцы туловища. Мышцы верхней конечности. Мышцы нижней конечности. Мышцы головы.

 

  1.  Общая характеристика внутренних органов (2 часа)

16-17

Деление на системы. Серозные оболочки и их развитие. Пищеварительная система. Общий план строения пищеварительной трубки. Особенности ее в различных отделах. Полость рта, глотки, пищевод, желудок, кишечник. Печень. Поджелудочная железа. Особенности кровообращения печени.

 

  1.  Дыхательная система (2 часа)

18-19

Воздухоносные пути. Общий план строения воздухоносных путей. Полость носа. Гортань. Трахея, бронхи. Респираторный отдел. Ацинус – структурная единица легкого. Особенности кровообращения в легких. Плевра.

 

  1.  Мочеполовая система (2 часа)

20-21

Почки, особенности кровообращения. Эндокринная система почек. Мужские половые органы: семенник, семявыводящий проток, предстательная железа. Женские половые органы: яичник, матка, маточные трубы. Маточно-яичниковый цикл.

 

  1.  Сердечно-сосудистая система (2 часа)

22-23

Сердечно-сосудистая система. Общий план строения стенки кровеносных сосудов. Отличие артерий от вен. Типы капилляров. Сердце. Топография, строение. Проводящая система сердца. Фило-  и онтогенез сердца. Практическая работа № 3. Изучение закономерностей работы сердца при различных нагрузках.

 

 

  1.  Артериальная система. Венозная система (2 часа)

24-25

Аорта, ее отделы. Ветви дуги аорты, грудной и брюшной аорты. Области кровообращения. Закономерности хода артерий. Фило- и онтогенез сосудистой системы. Верхняя и нижняя полые вены. Лимфатические капилляры, сосуды, узлы, протоки. Морфофункциональные особенности венозной и лимфатической систем. Свертывание крови. Группы крови. Иммунитет. Практическая работа № 4. Первая помощь при кровотечениях.

 

 

  1.  Эндокринная система (3 часа)

26-28

Желез внутренней секреции. Гормоны. Роль эндокринных желез в регуляции функций организма.

 

  1.  Нервная система и органы чувств (2 часа)

29-30

Эмбриогенез нервной системы. Спинной мозг. Белое и серое вещество. Оболочки спинного мозга. Головной мозг. Ствол мозга. Строение продолговатого и заднего мозга. Средний и промежуточный мозг. Конечный мозг. Базальные ядра. Лимбическая и экстрапирамидная система. Кора головного мозга. Цитоархитектоника. Корковые концы анализаторов по И.П.Павлову.

 

  1.  Периферическая нервная система (2 часа)

31-32

Черепно-мозговые нервы. Спинномозговые нервы, сплетения. Вегетативная нервная система: симпатическая и парасимпатическая.  Морфофункциональные особенности.

 

  1. Органы чувств (3 часа)

33-35

Орган зрения, строение зрительного анализатора. Орган слуха и равновесия, строение слухового и вестибулярного аппарата. Орган вкуса и обоняния. Профилактика близорукости. Гигиена слуха. Практическая работа № 5. Закономерности реакции зрачка на степень освещенности глаза. Определение остроты зрения.

 

Итого

35 часов