Формирование стратегии смыслового чтения

Картинка
Формирование стратегии смыслового чтения
Содержимое

(СЛАЙД  1)   Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной  программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием.

(СЛАЙД  2)  

Формирование стратегии смыслового чтения  является организация систематической работы с учебником  на каждом уроке и дома: до чтения, во время чтения и после чтения. К ключевым направлениям формирования умений работы с текстом относят следующие:

5 – 6 классы

  • выделение главного в тексте;
  • составление примеров, аналогичных приведенным в тексте;
  • умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос;
  • грамотно пересказать прочитанный текст.

7 – 8 классы

  • умение составить план прочитанного;
  • воспроизводить текст по предложенному плану;
  • умение пользоваться образцами решения задач;
  • запоминание определений, формул.

9  классы

  • работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами);
  • использование новой теории в различных учебных и жизненных ситуациях;
  • подтверждение научных фактов;
  • конспектирование новой темы.

 

 

 Предлагаю Вашему вниманию варианты  приёмов работы с текстом из личного опыта. Это задания, которые  позволят расширить предметную область и способствуют  формированию важнейших метапреметных умений.

 

(СЛАЙД  3)  

 

  1. Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы 

Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока. А можно учащимся предложить задание: составьте вопросы по теме, по тексту параграфа и т.д.
«Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы,  требующие подробного,  развёрнутого ответа. Стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.  

«Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

Объясните почему….?
Почему вы думаете….?
Предположите, что будет если…?
В чём различие…?
Почему вы считаете….?

Кто..? Что…? Когда…?
Может…? Мог ли…?
Было ли…? Будет…?
Согласны ли вы…?
Верно ли…?

 

(СЛАЙД  4)  

  1. Приём  «Составление вопросов к тексту» 

 Анализ информации, представленной в  тексте, формулировка  вопросов к тексту, для ответа на которые нужно использовать   имеющиеся  данные.

 

(СЛАЙД  5)  

3.  Приём  «Вопросы к тексту учебника» 
Стратегия позволяет формировать умение самостоятельно       работать      с    печатной   информацией, формулировать вопросы, работать в парах
Тема: «Вулканы» (6 класс) 
1. Прочитайте текст. 
2. Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз? 
3. Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему? 
4. Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное? 
Речь идет о выделении фразы голосом. Здесь скрывается ненавязчивое, но надежное заучивание.

 

(СЛАЙД  6)  

4. Приём «Маркировка текста» 
Этот прием применяется для стимулирования более внимательного чтения. Происходит маркировка текста значками по мере чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие.

1. Чтение индивидуальное. 
Читая, ученик делает пометки в тексте: 
V – уже знал; 
+ – новое; 
 – думал иначе; 
? – не понял, есть вопросы.

 

(СЛАЙД  7)  

2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.

Уже знал (V)

Узнал новое (+)

Думал иначе  (–)

Есть вопросы (?)

 На Земле есть отдельные горы

 

 на вершине отверстие – кратер,

канал из глубины земной коры - жерло

 Через канал  вырываются на поверхность горячие газы

 

 горы правильной формы

 

Записи делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь  мини-конспект. После заполнения  таблицы обобщаем результаты работы в режиме беседы. Если у ребят возникли вопросы, то отвечаю на них, предварительно выяснив не может ли кто-то из обучающихся ответить на возникший вопрос. Этот приём способствует развитию  умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое.

 

(СЛАЙД  8)

  Смысловое чтение, как универсальное действие формируется благодаря использованию  учителем различных приемов и форм работы. Для формирования смыслового чтения  использую такие приемы работы с текстом:

- выписать  (этапы изучения и освоения Земли)

- найти нужное  (определение, ответ на какой-то вопрос)

- разбить текст на абзацы и дать название каждому.

- составление  сравнительных, хронологических обобщающих таблиц. (Изменение численности населения России по годам)

- преобразование цифровой информации, данной в тексте, в график, статистическую таблицу, диаграмму. (изображение площади материков в виде диаграммы; составить график хода температуры)

- выписать из текста географическую номенклатуру и нанести её на к/к.

-выбрать вопросы, на которые можно найти ответ в этом тексте.

 

(СЛАЙД  9)  

Например:  В пределах каждого океана выделяются моря и заливы. Море – часть океана, отделенная островами или полуостровами, отличающаяся от океана свойствами воды и обитателями. Внутренними называются моря, почти со всех сторон окруженные сушей, например Черное. Моря, находящиеся у краев материков называют окраинными. В Атлантическом океане есть море без берегов – Саргассово море, границы которого образуют океанические течения. Залив – часть океана, моря, вдающаяся в сушу. По свойствам воды, видам организмов не отличаются от «своего» океана (моря).

    1. Чем залив отличается от моря?
    2. Каковы свойства воды Черного моря?
    3. К какому океану относится Саргассово море?
    4. Есть ли различия животного мира Индийского океана и Бенгальского залива?

 

(СЛАЙД  10)  

 

-составить вопросы, чтоб ответ был один. (м.б. работа в группе)

Например: «Планета Земля»

    1. Третья от Солнца планета?
    2. Приблизительно 70,8 % поверхности какой планеты занимает Мировой океан, остальную часть поверхности занимают континенты и острова?
    1. На материках какой планеты расположены реки, озёра, подземные воды и льды, вместе с Мировым океаном они составляют гидросферу?
    2. У какой планеты есть естественный спутник Луна?
    3. Какая планета является домом для миллионов видов живых существ, включая человека?

Использование разнообразных приемов работы с текстом при изучении географии нацелено, прежде всего, на осмысление и понимание учащимися предметного содержания, и как следствие на повышение эффективности процесса обучения в целом.

Теги