«Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок»

Картинка
Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок
Содержимое

Урок математики  № 16    Класс: 3

 

Тема: «Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок».

Тип урока: Урок постановки и решения учебной задачи.

Задачи:  - знакомить с порядком выполнения  действий не только сложения и вычитания, но и деления и  умножения в выражениях со скобками и без них;

 -отрабатывать устные и письменные  вычислительные навыки, работать над умением самостоятельно анализировать задачи, вспомнить нахождение периметра геометрических фигур.

Планируемые результаты

Предметные:

–  применять правило  порядка выполнения действий при вычислении значения выражений;

– решать текстовые задачи;

-развивать вычислительные навыки и умения.

 

Метапредметные:

Р. -применять план действий для решения учебных задач и следовать ему;

П. -понимать и строить модели (в форме схематических рисунков) математических понятий и использовать их при решении текстовых задач;

-выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения по результатам исследования;

К. -излагать и аргументировать свою точку зрения;

-слушать собеседника и вести диалог.

Личностные:

-развивать целостное восприятие окружающего мира;

-демонстрировать личностный смысл учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;

-развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Межпредметные связи:  Технология, окружающий мир.

Формы организации учебного процесса: индивидуальная, парная, групповая и фронтальная.

Методы обучения на уроке:словесные, наглядные, творческие, практические и проблемно – поисковые, самостоятельная работа.

Ресурсы урока: Рабочая программа, учебник «Математика». М.И. Моро, М.А. Бантова, УМК «Школа России» ч.1, с.24-25. Рабочая тетрадь, ч.1, с.15.

Оборудование:Алгоритм выполнения действий  к уроку.

Карточки с заданиями групповой работы, карточки- помощникидля индивидуальной.

Презентация к уроку.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к учебной деятельности

Знакомит с пословицей «Без труда нет плода». Как вы понимаете её смысл?

Что могут обозначать эти слова для вас?

Если возникнут проблемы, как вы себя поведёте?

Блицтурнир. Читает задачу.

1)Пятнистая кукушка подкладывает в каждое гнездо по 6 яиц. Ск. яиц  она подложит в 3 гнезда?

2) Зуб кашалота весит 3 кг. Ск. весят 4 зуба кашалота?

3)У птицы 2 крыла. У скольких птиц 12 крыльев?

Задаёт вопросы по пройденному материалу. Что можно сказать об этих числах?

Предлагает задание из РТ с 16 №26

Какие математические  действия вы использовали  для нахождения ответа?

 Сколько их в математике?

-Почему мы повторили математические действия?

Высказывают своё мнение.(Если будешь трудиться, то получишь плоды)

Делятся своими мыслями. (Чтобы всё на уроке получилось, надо трудиться,  преодолевать трудности), (Попрошу помощи)

Записывают только ответ. 2 ученика работают на откидной доске.

Сверка ответов: 18, 12, 6.

Оценивание.

 

 

 

 

 

Расположены в порядке убывания, прослеживается закономерность- уменьшение на 6 единиц, это чётные числа, т.к. они делятся на 2.

Выполняют по вариантам. Взаимопроверка.

 

 

Называют 4 действия.

-Эти умения и знания нам пригодятся для открытия нового знания.

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Выявление места и причины затруднения.

Предлагает установить порядок выполнения действий в выражении:

30+3∙(16-8)

-С каким затруднением вы столкнулись? Это первый шаг учебной деятельности. Что нужно предпринять для разрешения причины затруднения?

-Какие качества ученика помогут вам открыть новое знание?

Формулируют проблему: «В данном выражении первое действие выполняется в скобках, а какое следующее- не знаем»

-Не знаем, какой  порядок действий при использовании в выражении  сложения, вычитания и умножения.

-Найти способ.

 

-Целеустремленность, активность, терпение, доброжелательность, вера в себя.

Определениедействий  выхода из затруднения

Оказывает помощь, предлагая сравнить 2 выражения. Чем похожи выражения? Что вас удивило?

В каком порядке выполняли действие в первом выражении? Назовите его значение. Во 2-м? Почему разные ответы? Какие вы видите факты? Как показать в выражениях, что порядок действий разный?

Что нужно сделать, чтобы показать, что во 2-м выражении нужно сначала выполнить вычитание? На какой вопрос будем искать ответ?

Просит сформулировать тему и задачи  урока.

3∙5-4                    3∙5-4       (Одинаковые числа и действия)              

  3∙5                         5-4

-Сначала умножение, потом вычитание.  =11 --Вычитание, потом умножение. =3

-Порядок действий в выражениях разный.

 

 

 

 

-Поставить скобки. 3∙(5-4 )=3   

 

Как, в каком порядке выполняются действия?

Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Будем учиться решать такие примеры.

Реализация построенного алгоритма

Оказывает помощь виспользовании знаково-символических средств для моделирования математической ситуации. Чтобы найти значение выражения, что нужно знать?

Предлагает задание по учебнику.

Как выполняются действия в выражении без скобок, если в нём есть только сложение и вычитание или умножение и деление?

В каком порядке будут выполняться действия, если в выражении без скобок есть умножение, сложение, деление и вычитание?  Как это обозначить схематически?

Какие действия всегда выполняютсяпервыми?  Как это обозначить схематически?

 

Предлагает собрать эталон из деформированной схемы-опоры.

Что получилось?

 

 

 

 

 

Порядок действий со скобками и без.

 

№1 с. 24- самостоятельное чтение.

 

По порядку.

 

 

 

Сначала умножение и деление по порядку, а потом сложение и вычитание по порядку.

∙  и  :+ и  -

 

 

 

В скобках.

(     )

Групповая работа.  (Повторяют правила работы в группе, определяют ответственного)

Сверка у доски.

1)(     )2)∙  и  :3)+ и  -

 

 

 

 

 

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Наблюдает за усвоением. Сможете ли теперь найти значение этого выражения 30+3∙(16-8)?

Представляет план работы.

Чтобы достичь цели — действуй
по плану!

  1. Подумай, какое действие выполняется первым.
  2. Согласно эталону, представленному в учебнике, определи следующее действие.
  3. Какие действия выполняются в последнюю очередь?

 

У какой пары возникли затруднения? В чем их причина? Какие чувства испытывали? Как нужно работать, чтобы не волноваться?

Предлагает задание по учебнику №3 с 25

Организует проверку с проговариванием.

Назовите ответ в 1-м действии первого примера.

Какое действие выполняли последним?

Назовите значение выражения.

Какое действие выполняли первым во 2-м выражении? Назовите результат второго действия.

 

 

 

Опираясь на план работы, определяют порядок действий в парах, находят значение.

 

2 ученика работают на откидной доске. Самопроверка.

Оценивание. 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 столбик – коллективно с комментированием.

 

 

 

5

 

Вычитали 10 из 75

 

65

Сложение в скобках, получилось 10.

 

6

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

 

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире,

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться – три, четыре,

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.

 

 

 

 

 

 

 

Включение в систему знаний и повторение

Предлагает применить полученные знания при решении задачи №4 с 25. Разбор задачи.

Прочитайте задачу. О чём она? Назовите главные слова в задаче.

Задача простая или составная?Что надо найти, прежде чем ответить на главный вопрос задачи? Как? После этого можно узнать, сколько страниц ей осталось прочитать?

 

 

 

Организует повторение правил нахождения неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого.

Задание №7

 

 

  

Было-48 с.

Прочитала-?, 3д. по 9с.

Осталось-?

2 ученика работают на откидной доске, выполняя схему,  записывая решение.

                        48 с.

                                   ?

              ?

(маячки) 1) ∙   2) -

48-9∙3=21 (с)

Ответ: 21 страницу осталось прочитать.

1) Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.

2) Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.

3) Чтобы найтинеизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемоговычесть разность.

Выписывают уравнения по заданию и самостоятельно решают.

Рефлексия учебной деятельности

Предлагает задание в рабочей тетради.

Ознакомьтесь с заданием. Какие знания необходимы для выполнения?

 

Подводит итоги

Какую цель ставили?

Что хотели получить на уроке?

В каком порядке выполняются действия в выражениях?

Где  можно применить полученное знание?

Оцените свою деятельность на уроке.

С.15 №23, 24 по вариантам – самостоятельно.

Правило нахождения периметра.

Взаимопроверка.

 

Ответы обучающихся.

 

 

 

 

 

 

Карточка деятельности.

ОЦЕНИ СВОЮ РАБОТУ!

Действия ученика

+,-

правило запомнил(а), могу рассказать другим, нет ошибок

 

правило запомнил(а),

нет ошибок

 

правило запомнил(а),

есть ошибки

 

могу назвать только тему, правило не запомнил(а). есть ошибки

 

 

Домашнее задание

Нацеливает на применение новых знаний.

С25  № 5, 8

         

 

Заметки на полях:

На уроке выявляются и систематизируются знания о порядке выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок, учащиеся выполняют следующие виды математических действий:

  • закрепляют изученные приемы устных и письменных вычислений
  • выполняют задания поискового и творческого характера;
  • фиксируют знаково общий эталон по выполнению действий;
  • комментируют решение уравнение на сложение, вычитание, умножение и деление;
  • решают простые и составные задачи;
  • используюттаблицы для представления результатов выполнения задания;

 

Основные структурные элементы урока:

Этапы урока

Типовые задачи

УУД

Мотивация к учебной деятельности

Постановка проблемы

Действия учителя

Действия учеников

 

 

Яркое пятно

 

Предлагает пояснить пословицу«Без труда нет плода».

Адекватная школьная мотивация.

Учебное сотрудничество.

Коммуника-тивные. Личностные

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Учебная проблема

Технология проблемного обучения(это тип развивающего обучения)

Выявление места и причины затруднения

Предлагает установить порядок выполнения действий в выражении:

30+3∙(16-8)

Формулируют проблему: «Я не знаю, какое действие будет следующим»

Постановка и решение учебной задачи.

Учебное сотрудничество.

Коммуника-тивные.

Этап Усвоение новых знаний и способов действий

Приём создания проблемной ситуации«с удивлением»

Предъявление противоречивых фактов.

Определениедействий  выхода из затруднения

Ситуативное задание

Предъявление первого факта

Какой ответ, по вашему мнению, будет в 1-ом выражении?

3∙5-4

11                  

Учебные задания, формирующие логические универсальные действия.

Логические-П

Предъявление второго факта

А во 2-ом выражении?

3∙5-4 

??    

Побуждение к осознанию

Чем похожи выражения? Что вас удивило?

Одинаковые числа и действия.

Побуждение к проблеме

Как показать в выражениях, что порядок действий разный? Что нужно сделать, чтобы показать, что во 2-м выражении нужно сначала выполнить вычитание?

Поставить скобки:

 3∙(5-4 )=3   

 

 

Вопрос

На какой вопрос будем искать ответ?

 

Просит сформулировать тему и задачи  урока.

Как, в каком порядке выполняются действия?

Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Будем учиться решать такие примеры.

Постановка и решение учебной задачи.

Целеполагание-Р

Постановка вопросов-К Выделение познавательной цели-П.

Этап Реализация построенного проекта и закрепление изученных способов действий

Задание творческого типа

(информативный уровень)

Чтобы найти значение выражения, что нужно знать?

Предлагает задание по учебнику.

Оказывает помощь в использовании знаково-символических средств для моделирования математической ситуации

№1 с. 24- самостоятельное чтение.

 

Сбор и использование эталона из деформированной схемы-опоры. Групповая работа. 

1)(     )2)∙  и  :

 

3)+ и  -

Постановка и выбор способов решения учебной задачи в группе, включающей моделирование.

Теория поэтапного формирования умственных действий.

Планирование-Р

Общеучебные- П.:

-смысловое чтение,-знаково-символические

действия

Учебное сотрудничество-К.

Волевая саморегуляция-Р

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Задание  на  «знание», «понимание», «умение»

Наблюдает за усвоением. Сможете ли теперь найти значение этого выражения 30+3∙(16-8)?

Организует проверку с проговариванием №3, с.25

Определяют порядок действий в парах, находят значение. 2 ученика работают на откидной доске. Самопроверка. Оценивание. 

1 столбик – коллективно с комментированием.

Технология безотметочного оценивания.

Взаимоконтроль устных ответов. Пошаговый  взаимоконтроль при работе с алгоритмом.

Решение проблемы. Контроль-Р.

Этап Контроль и коррекция знаний и способов действия

Задание на самоконтроль

Предлагает применить полученные знания при решении задачи №4 с 25.

 

 

Работают самостоятельно после разбора задачи, кто испытывает затруднения, получает карточку-помощницу с краткой записью.

Проверка.

Постановка и решение учебной задачи.

Работа со схемами.

Общеучебные. Преобразование и интерпретация информации.

Рефлексия учебной деятельности

Задание на самоанализ приобретённых знаний и умений, соотнесение с целью.

Предлагает задание в рабочей тетради.

Ознакомьтесь с заданием. Какие знания необходимы для выполнения?

Подводит итоги

Какую цель ставили?

Что хотели получить на уроке?

В каком порядке выполняются действия в выражениях?

Где  можно применить полученное знание?

Оцените свою деятельность на уроке.

С.15 №23, 24 по вариантам – самостоятельно.

Взаимопроверка.

 

Ответы обучающихся.

 

 

 

 

 

Карточка деятельности.

Учебно-познавательная задача на рефлексию.

 

 

 

 

 

 

 

Работа с таблицами.

Рефлексия способов и условий  действия.

 

 

 

 

 

 

 

Преобразование и интерпретация информации.