Рабочая программа факультативного курса «МОЙ ВЫБОР»

Картинка
Рабочая программа факультативного курса «МОЙ ВЫБОР»
Содержимое

Пояснительная записка

1. Программа предназначена для проведения курса предпрофильной подготовки с учащимися 9 -го класса в системе профработы.

Выбор траектории жизненного пути, самоопределение в мире профессий - одна из важнейших задач, решаемых молодыми людьми и девушками в старших классах общеобразовательной школы.

Технология выбора профиля в настоящее время отсутствует. Учащиеся совершают его часто интуитивно. Под влиянием случайных факторов. Поэтому учащихся необходимо заранее готовить к осознанному выбору профиля обучения, сообразуясь с их возрастными особенностями. Особую актуальность такая подготовка приобретает в 9-х классах. Если учащийся после 9-го класса не продолжает обучение в школе, то он вынужден сделать свой профессиональный выбор: пойти учиться в учебное заведение начального или среднего профессионального образования.

Необходимость профессионального выбора в старшем подростковом возрасте обусловлена и внутренними причинами - личной потребностью каждого молодого человека найти себя в социуме, получить образование, интересную профессию, обеспечить достойное существование, прожить счастливую жизнь.

Таким образом, учащимся 9-х классов в любом случае необходимо быть готовым к профессиональному самоопределению.

Разработанный нами элективный курс предпрофильной подготовки дает возможность учащимся совершенствовать знания о самих себе, своих возможностях и расширить систему представлений 9-классников о современном мире профессий, т. е. актуализировать процесс профессионального и личностного самоопределения.

 

2. Теоретические и методологические основы программы

Формирование профессиональной направленности у учащихся - процесс нелегкий и продолжительный. Поэтому целенаправленную работу по формированию профессиональной направленности нужно начинать еще в раннем возрасте.

Л.С. Выготский рассматривал возраст как относительно замкнутый период развития, значение которого определяется его местом в общем цикле развития и в котором общие законы развития находят всякий раз качественно своеобразное выражение. Возрастные особенности существуют, как наиболее типично, наиболее характерные общие особенности возраста, указывающие на общее направление развития. Тот или иной возрастной период сензитивен к развитию определенных психических процессов и свойств, психологических качеств личности, а потому к определенному типу воздействий. Поэтому ребенок на каждом возрастном этапе нуждается в особом к себе подходе.

Каждый возрастной период является переходным, подготавливающим человека к переходу на более высокую возрастную ступень, он содержит в себе психологические реалии сегодняшнего дня, ценностный смысл которых во многом определяется потребностями дня завтрашнего. Полноценное переживание ребенком каждого возрастного периода подготовить его к переходу на следующую возрастную ступень. Позволит сформироваться необходимым для этого психологическим новообразованиям.

Нам представляется, что в основе наиболее благоприятных психолого - педагогических условий лежит реализация в работе с детьми принципа «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский). «Зона ближайшего развития» всех сторон личности и интеллекта школьника предполагает сотрудничество ребенка и взрослого. В процессе осуществления совместной деятельности (игры, учения, общения, труда) формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым.

Использование принципа деятельностного подхода в разработке данной программы (теории А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина), центральным моментом которого является положение о роли деятельности в психическом развитии подростка предполагает включение ребенка в такие виды деятельности, которые не только являются наиболее распространенными в данном возрастном периоде, но и содержат в себе мощный развивающий эффект, ведут за собой развитие ребенка.

Профессиональное самоопределение учащихся 9- го класса осуществляется в процессе познавательной, преобразовательной, ценностно -ориентационной и коммуникативной деятельности.

Познавательная деятельность призвана обеспечить профессиональное просвещение и профессиографическую грамотность учащихся. Переживание и осознание личностного смысла и значения профессионального самоопределения осуществляется в процессе ценностно -ориентационной деятельности, так как сознание человека включает не только знание, но и переживание того, что значимо для человека в связи с отношением к его потребностям. На основе единства познавательной и ценностно - ориентационной деятельности возникает рефлексия личности, благодаря которой формируется профессиональная направленность, смысл и цель жизни, интересы.

 

При составлении данного курса, мы опирались на следующие методические принципы:

- принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей детей;

  • принцип комплексности методов психологического воздействия;
  • принцип усложнения, позволяющий поддерживать интерес к работе и дающий ребенку возможность испытывать радость преодоления; трудностей;
  • принцип учета объема материала, предполагающий внесение определенных изменений только после относительной сформированности того или иного умения;
  • принцип учета оптимальной эмоциональной сложности материала, позволяющий создать благоприятный эмоциональный фон как в процессе работы, так и при ее окончании;
  • принцип активного привлечения к участию в программе ближайшего социального окружения — родителей, других родственников, педагогов.

 

3.         Цели программы:

•                 Сформировать психологическую готовность к совершению осознанного профессионального выбора с учётом индивидуальных особенностей, способностей и возможностей;

  • Повысить компетентность старшеклассников в области планирования карьеры;
  • Развить у обучающихся способности к профессиональной адаптации в современных социально -экономических условиях.

4.         Задачи программы.

Образовательные задачи:

  1. Формирование актуального для подростков "информационного поля" мира профессий, ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры;
  2. Формирование знаний о системе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы.
  3. Знакомство с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права.
  4. Повышение уровня психологической компетентности обучающихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями. Расширения границ самовосприятия, пробуждения потребностей в самосовершенствовании;

Воспитательные задачи:

1. Определение степени соответствия "профиля личности" и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения обучающихся;

  1. Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника;
  2. Формирование готовности выпускников школы к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего города, его развития и благополучия;
  3. Развитие способности адаптироваться в реальных социально-экономических условиях.

Развивающие задачи:

  1. Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;
  2. Выявление интересов, склонностей обучающихся, направленности личности, первичных профнамерений и их динамики;
  3. Формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
  4. Создание условий для развития прикладных умений (способность действовать в ситуации выбора, строить перспективные планы на будущее, решать практические проблемы в экспериментальной ситуации, презентовать себя);
  5. Формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
  6. Формирование навыков коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы.

 

5. Особенности программы:

Программа курса даёт многостороннее освещение профессиональной деятельности человека. Она составлена таким образом, что обучающиеся могут изучить проблему многосторонне: часть учебного материала учащиеся получают в форме теоретических знаний, другая часть материала направлена на практические работы в форме дискуссий, диагностических процедур, сочинений, развивающих процедур, профориентационных, деловых игр. Существенное уплотнение информационной насыщенности учебного материала достигается путём самостоятельного изучения: составление карты интересов, анализ личного профессионального плана, получение информации из компьютерных сетей, составление собственного резюме. Для развития мотивации к изучению курса в содержании делается акцент на самоопределение.

По желанию учащихся ими могут быть выполнены реферативные и исследовательские работы по отдельным темам курса. Особенностью нашей программы является использование в учебно-практических целях электронного пособия «Мой выбор», разработанного с учётом поставленных целей и задач данной программы авторами курса и созданного в программе MiсrosoftOfficePowerPoint 20 07. Пособие построено по блочно-модульному принципу в виде отдельных элементов, образующих логическую структуру, что позволяет достаточно легко дифференцировать разделы и темы пособия. В текстах установлены необходимые гипертекстовые связи, отражающие ключевые слова, термины, основные понятия, и т.п. Одной из важнейших особенностей электронного учебного пособия является возможность самостоятельного использования электронной базы профессиограмм, работа над которой еще продолжается (она включает в себя не только психологический анализ профессий, но и видеоматериалы). Использование электронного пособия «Мой выбор» определяется значимостью формирования у обучающихся профессионального самосознания, осознанного выбора профессии. Пособие может использоваться как материал для самостоятельного знакомства обучающихся с данным блоком, для сопровождения занятий учителем, в помощь организации профконсультирования. Использование пособия поможет дать обучающимся представление о способах и средствах профессионального самоопределения, развить интерес, выявить особенности будущей профессиональной деятельности.

6.         Особенности организации занятий курса:

Организация занятий по программе "Мой выбор" опирается на использование следующих важных принципов:

  • свободного выражения своего мнения;
  • взаимоуважения;
  • доверительности;
  • обратной связи;
  • безоценочности.

Место проведения занятий: кабинет профориентации и информатики.

Оптимальное число учащихся: 10-15 человек, т.к. при увеличении количества человек в группе уменьшается возможность включенности каждого в групповой процесс, что снижает эффективность занятий. Продолжительность курса: 18 академических часов. Периодичность занятий: 1 час в неделю в течение полугодия.

Организационно-методическое сопровождение курса должен осуществлять специалист, компетентный не только в общепедагогических, но и в информационных, психологических и организационных проблемах профильного обучения.

7.         Принципы и подходы, лежащие в основе программы:

Программа реализует личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании обучающихся, интеграцию научных знаний и образовательных технологий.

Кроме того ей присуща практическая направленность, а также принципы доступности и гуманизации.

8.         Требования к уровню подготовки учащихся:

По результатам курса старшеклассники должны овладеть:

  • знаниями о значении профессионального самоопределения, о требованиях к составлению личного профессионального плана;
  • правилами выбора профессии;
  • знаниями об определении профессии и профессиональной деятельности;
  • понятиями об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
  • понятиями темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;
  • значение творческого потенциала человека, карьеры;
  • требования современного общества к профессиональной деятельности человека;
  • понятие рынка профессионального труда и образовательных услуг;

Обучающиеся должны уметь:

  • находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования;
  • объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;
  • ставить цели и планировать действия для их достижения;
  • использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
  • анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

9.         Критерии и показатели усвоения материала:

1)        Информационные:

  • сформированность представления о мире профессий;
  • знание места каждого их градообразующих предприятий в истории города;
  • знание основных направлений производств города, особенностей технологий;
  • знание о возможностях получения специального профессионального образования в городе, республике, стране.

2)         Исследовательские:

  • участие в проектной деятельности по изучению социальных, экономических и психологических сторон профессий;
  • изучение путей овладения избранными профессиями.

3)         Практические:

  • сформированность ценностных ориентаций, стойких профессиональных интересов и мотивов выбора профессии;
  • готовность к самоанализу своих основных способностей и склонностей;
  • определение профессиональных планов и намерений учащихся;
  • развитие способностей через углубленное или расширенное изучение отдельных предметов;
  • знание функций и задач городского центра занятости.

10.       Формы контроля:

  • диагностика знаний, умений, навыков учащихся в виде рефлексии по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме;
  • презентации проектов обучающихся;
  • деловые игры;
  • профориентационные игры;
  • анкетирование;
  • выполнение самостоятельных работ — написание творческих эссе по темам: «Мир профессий и мой выбор», «Мое профессиональное будущее» и др.

 

Используемые методики

  • методика «Профиль» (модификация «Карты интересов» - Г.В. Резапкиной);
  • опросник профессиональных склонностей Л.А. Йовайши (модификация Г.В. Резапкиной);
  • опросник тип мышления (сокращенный вариант);
  • тест Айзенка (определение типа темперамента);
  • диагностические методики изучения познавательных процессов (мышления, памяти);
  • методика «корректурная проба»;
  • методика Беннета (оценка уровня технического мышления);
  • методика ОПГ А.Н. Кабардовой;
  • активизирующая профориентационная методика «За и против - 1,2» Н.С. Пряжникова.

Ожидаемые результаты:

 

Программа предполагает длительное непрерывное обучение, с кратностью проведения не чаще одного урока в неделю и не реже одного урока в две недели.

Ожидаемые результаты этого курса связаны с оптимизацией условий жизни и развития детей, повышением их социального и личностного статуса, формированием навыков деятельности и поведения, гармонизацией сенсорной, моторной, эмоциональной и познавательной сфер личности.

Об успехе деятельности, о степени достижения ожидаемых результатов можно судить по системе показателей. К числу таких показателей относятся изменения в психоэмоциональном состоянии личности, системы навыков и индивидуально - психологических свойств личности, особенностях поведения и социальной ситуации развития. В число таких показателей входят количественные и качественные признаки, которые могут быть замерены и отслежены с помощью процедур диагностики, наблюдения, опроса, а также анализа по сравнению с контрольной группой.

 

Список литературы

  1. Абрамова Г.С. Ворастная психология. - М.: Владос, 1998.
  2. Голомшток А.Е. Профориентационная работа в школе. - Калуга, 1968.
  3. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 1991.
  4. Ефремцева С.А. Тренинг общения для старшеклассников. Киев,1997.
  5. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. - М., 1984.
  6. Климов Е.А. Путь в профессию. - М., 1989.

7.Кривцова С.В,, Мухаматулина Е.Л. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками.М.,1997.

  1. Основы профессиональной культуры./Под ред. В.Д.Симоненко.- Брянск: Изд-во БГТУ, 1997.
  2. Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию. - М., Просвещение, 1991.
  1. Прутченков А.С, Трудное восхождение к себе. М., 2001.
  2. Пряжников Н.С. Ценностно-нравственные активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. Методическое пособие. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997.
  3. Пряжников Н.С. Игровой метод профориентации /Под ред. Климова Е.А.. - Пермь, 1989.
  4. Резапкина Г.В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков.
  5. Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение школьников. - Брянск, 1995.
  6. Технология предпрофильной подготовки и отбора в профильные классы: Научно-методические рекомендации. - Брянск: Изд-во Брянского областного центра профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки молодежи, 2004.
  7. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.
  8. Школьный психолог. Еженедельная газета: Издательский дом «Первое сентября», 2002-2003 г.