УУД (характеристики) |
Типовые задачи формирования УУД |
Условия |
1. Регулятивные |
||
1.1. Целеполагание (умеет формулировать и удерживать учебную задачу) |
Постановка и решение учебной задачи: – ситуация «успеха»; – ситуация «разрыва»; – решение учебной задачи (высказывание и проверка гипотез, приведение доказательств, работа в ходе учебного диалога -группой, индивидуально с поиском информации в различных источниках ); – моделирование. |
Цель учебной задачи и ее результат состоит в изменении самого ученика, которое заключается в овладении им определенными способами действия. Предлагается уч-ся в тот момент, когда им нужно освоить новое действие или новые понятия (практическое преобразование способа действия). Ответ на вопрос «Для чего необходимо знать (уметь)?» |
1.2. Планирование (умеет выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам; самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи) ( выполняет учебные действия в различных формах; с помощью речи регулирует свои действия) |
Поэтапное формирование умственных действий (П. Я. Гальперин).
1)Постановка и решение учебной задачи. 2) «Отработка», т. е. воспитание желаемых свойств способа действия; 3) Перенос выполняемых действий из внешней предметной формы в умственный план.
Проектные задачи / групповые проекты |
Формирование предметных действий (умений и навыков) - одна из самых главных задач образования. Через действие поэтапно формируются умственные действия и понятия. 1)Этап решения учебной задачи и создания модели. 2)Практическое освоение действия с опорой на модели. 3- Переход действия во внутренний план, используется внешняя речь. - Внешняя речь заменяется внутренней. - Интериоризация действия, переходит из сферы сознания в интеллектуальное умение. Способы деятельности не приобретаются, а превращаются в средства решения практической задачи. Например, «Как это делать?», «Что и как нужно было сделать герою, чтобы получился правильный результат?» |
1.3. Прогнозирование (может предвосхитить результат своей деятельности; может определить возможный вариант ответа, уровень усвоения знаний.) |
Технология безотметочного оценивания Приемы: -Прогностическая с\оценка (оценивание возможностей до выполнения работы: предвосхищение результата с учётом имеющихся знаний, на выявление и прогнозирование причин трудностей). - Определение трудности задания. -Проверь себя. |
Цель – развитие у младших школьников рефлексивной самооценки – знания о собственном знании и незнании, о собственных возможностях и ограничениях – являются две способности: 1) видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной; 2) анализировать собственные действия». К этой группе принадлежат задачи с недостающими и лишними данными, а также ответы на вопросы Привычка и умение перед любым действием задавать себе вопрос: «Я это могу? Что мне надо сделать, чтобы смочь? (как мне себя научить?)» «Какие трудности могут возникнуть и почему? Какой результат может получиться?». |
1.4. Контроль (умеет осуществлять пошаговый контроль выполнения действия, контроль за результатом работы по установленным правилам, установленному образцу) |
Технология безотметочного оценивания
Приемы: -Взаимоконтроль устных ответов. -Пошаговый взаимоконтроль при работе с алгоритмом. -Взаимоконтроль устных ответов. -Ретроспективная самооценка письменных работ (оценка выполненной работы). - Гибкая система балльной оценки. - Комментирование устных ответов. - Праздник успеха (повторение к\работы). |
Эта группа типовых задач направлена на применение различных способов осуществления контроля за деятельностью своей и товарищей. Самооценка предшествует учительской оценке. На этапе освоения алгоритма (формирование умственных действий) обеспечить всем учащимся полноценную интериоризацию действия с прохождением последующих этапов в парной работе (формирование действия в материализированной форме, внешнеречевого). Проверь: прав ли он?», «Такой ли получен результат, как в образце?», «Правильно ли это делается?»; «Сможешь доказать?..», «Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг у друга», «Проверь по словарю», «Проверь вывод по…» |
1.5. Коррекция (вносит необходимые дополнения и изменения в план, способ и результат действия на основе его оценки и учёта сделанных ошибок; адекватно воспринимает предложения по исправлению допущенных ошибок) |
Технология безотметочного оценивания
Прием «Пошаговый взаимоконтроль при работе с алгоритмом»
|
Цель: помощь в исправлении ошибок в действиях, результатах действий, а также работа с деформированными предложениями, текстами, установление правильного порядка в следовании событий, явлений и т.д. Прием включает несколько этапов: распределение ролей, выполнение действия по алгоритму одним из учеников, осуществление пошагового контроля и выставление оценки вторым учеником, смена ролей. Игра «Научи меня». «Помоги герою исправить ошибки», «Установи правильный порядок предложений в тексте», «Помоги восстановить правильный порядок событий сказки…» |
1.6. Оценка (умеет определить качество и уровень работы, знаний; понимает, что усвоено, а что ещё нужно усвоить; устанавливает соответствие полученного результата поставленной цели; соотносит правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи) |
Технология безотметочного оценивания
Приемы «Ретроспективная самооценка», «Комментирование устных ответов», «Гибкая система балльной оценки»
|
Направлены на осуществление адекватной полученному результату оценки и самооценки деятельности, а также процесса выполнения задания. Условия: – объем работы, - эталон для проведения контроля, - критерии и показатели оценки, - правильная самооценка поощряется. Ученикам предлагается по уже готовым критериям или выработанным в совместной деятельности с учителем оценить результат деятельности или процесс его выполнения. «Оцени свою работу...», «Хочу похвалить себя (одноклассника)», «По каким критериям герои оценивали свою работу?»»Сегодня мне было трудно» |
1.7. Рефлексия способов и условий действия |
Учебно-познавательная (учебно-практическая) задача на рефлексию |
Цель– создать условия для осознания мотива, содержания, способов действий, успешности /неуспешности своей учебной деятельности и ее причин, с целью поиска способов преодоления неуспешности. |
2. Познавательные |
||
2.1. Общеучебные |
Постановка и решение учебной задачи. Проектные задачи / групповые проекты. Учебное сотрудничество. Теория поэтапного формирования умственных действий. Учебно-познавательная (учебно-практическая) задача на ценностные установки, коммуникацию |
Цель – создать условия, где уч-ся смогут выразить и аргументировать свою жизненную позицию, ориентировать их на принятие жизненных ценностей, строить развернутые высказывания устные или письменные на определенную тему и с определенной целью, структурированные, аргументированные, логичные и последовательные. |
2.2. Знаково- символические |
Постановка и решение учебных задач, включающая моделирование |
Прием перечитывания текста, составления схем, рисунков, таблиц, создание алгоритмов, пиктограмм, схем-опор, кратких записей, таблиц, ментальных карт. |
2.3. Логические |
Постановка и решение учебной задачи.
Учебные задания, формирующие логические универсальные действия . |
Анализ –выделение в целом отдельных частей. Классификация –признак для группировки. Обобщение – мысленное объединение предметов. Сериация – упорядочивание объектов Синтез – это мысленное соединение частей в целое. Сравнение –сходство и различие. |
2.4. Постановка и решение проблемы |
Учебно-познавательная (учебно-практическая) задача на решение проблем |
Цель –условия для поиска способов решения проблем и воплощения найденных решений в практику. |
3. Коммуникативные |
Учебное сотрудничество, в том числе учебно-познавательная (учебно-практическая) задача на сотрудничество. Постановка и решение учебной задачи. Проектные задачи / групповые проекты |
Цель– формирование навыка сотрудничества, умения строить развернутые высказывания на определенную тему и с определенной целью, структурированные, аргументированные, логичные и последовательные. Учебное сотрудничество тесно связано с постановкой и решением учебных задач, обнаруживая границу своего знания, задает вопросы, сопоставляет различные позиции, участвует в совместном поиске решения проблемы, проявляет познавательную инициативу. |
4. Чтение. Работа с текстом |
||
4.1. Поиск информации |
Составление плана текста. Приём перечитывания трудных частей текста. |
Три вида чтения- ознакомительное, изучающее, поисковое; извлекать информацию из текста. |
4.2. Понимание прочитанного |
Приемы: -Внимание к слову, -Знакомство с заголовком, -Пометки на полях, -Диалог с текстом. |
-Поиск неизвестных слов, объяснение с помощью словаря, подбор синонимов. -Прогнозирование содержания текста по заголовку. -До чтения обсуждают проблему, которой посвящен текст, при чтении текста на полях поставить знаки «?», «+», «-». -Диалог- выявление главной мысли текста, формулирование вопросов, установление причинно-следственных связей. |
4.3. Преобразование и интерпретация информации |
Работа с таблицами, схемами, рисунками, ментальными картами |
Прием перечитывания текста; составления схем, рисунков, таблиц, создание алгоритмов, пиктограмм, схем-опор, кратких записей, таблиц, ментальных карт и т. п. |
4.4. Оценка информации |
Учебное сотрудничество.
Проектные задачи |
Проектная задача- набор заданий целенаправленно стимулирующих систему детских действий, направленных на получение „продукта“, носит групповой характер. |
5. Формирование ИКТ-компетентности |
||
5.1. Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером |
Включение и выключение цифрового устройства, компьютера. Выбор необходимых для решения задачи и запуск программ с рабочего стола и из меню «Пуск», использование технологии Drag and Drop Организация рабочего места и энергосбережение. Рациональная организация информации в файловой системе компьютера: создание, именование и использование имен файлов и папок (поиск в файловой системе, выбор, открытие, сохранение открытого объекта) для хранения цифровой коллекции. Копирование, переименование и удаление файлов |
|
5.2. Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных |
Подключение устройств ИКТ (карт памяти), перенос файлов в компьютер для ввода информационных объектов. Извлечение хранящейся в устройстве ИКТ цифровой информации для воспроизведения (просмотр, прослушивание, вывод на печать) зафиксированной информации (открывание объекта). Сохранение информационных объектов. Работа в компьютерной программе, позволяющей набирать тексты с использованием клавиатуры. Создание и редактирование текста в текстовом редакторе (удаление, замена и вставка букв и слов) с использованием экранного перевода отдельных слов. Оцифровка текстового документа или изображения (сканирование) |
|
5.3. Обработка и поиск информации |
Соответствие информационного объекта цели фиксации информации. Подключение устройств ИКТ (в том числе флеш-карт). Цифровая фиксация (запись) информации (звуков и изображений) при помощи цифровой фотовидеокамеры, веб-камеры, диктофона, наушников и микрофона, цифрового микроскопа. Фото- и видеофиксация результатов наблюдений (в том числе микрообъектов). Фиксация изображения экрана (скриншот). Сбор числовых данных с помощью цифровых датчиков и наглядное представление полученной информации. Фиксация собранных числовых данных в электронной таблице, обобщение и анализ данных на диаграмме. Моделирование в виртуальной лаборатории. Нахождение результата вычислений с применением калькулятора (в том числе с использованием стандартной компьютерной программы) Оценка качества визуального ряда и уместности содержания медиасопровождения. Работа в компьютерной программе, позволяющей создавать тексты с применением основных правил оформления (выбор шрифта, начертания, размера, цвета текста, расстановка пробелов относительно знаков препинания, использование абзацного отступа). Редактирование текста (удаление, замена и вставка букв и слов) с использованием полуавтоматического орфографического контроля. Добавление в сообщение информации, полученной при переходе по гиперссылке из заданных гипертекстовых документов. Создание гиперссылки в текстовом документе. Поиск информационного объекта по имени, типу, дате создания файла. Работа в компьютерной программе (веб-браузере), позволяющей организовать поиск дополнительной информации в контролируемом учебном информационном пространстве сети интернет. Формулирование поискового запроса. Составление списка используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок). Создание банка данных для решения познавательных задач. Соответствие информационного объекта цели фиксации информации |
|
5.4. Создание, представление и передача сообщений |
Создание сообщения на заданную тему с использованием полученной информации, добавлением новой информации из доступных электронных справочных источников. Цитирование информации (источника) с соблюдением авторских прав. Создание и размещение текстового или медиасообщения в информационно-образовательной среде класса (школы). Комментирование сообщений с соблюдением правил сетевой коммуникации. Создание электронного почтового сообщения. Работа в компьютерной программе, позволяющей создавать и редактировать видеоцепочки: редактирование иллюстративного ряда в редакторе презентаций при создании сообщения (для аудиовизуального сопровождения выступления). Работа в компьютерной программе с простыми геометрическими объектами: построение, изменение, измерение геометрических объектов, создание схемы из геометрических объектов. Создание хронологических последовательностей (лент времени) и ментальных карт (в том числе в социальных сервисах). Получение и использование данных цифровой географической карты. Работа в компьютерной программе, позволяющей создавать и редактировать графические изображения (вырезать из изображения нужную часть, уменьшать и увеличивать размер изображения). Создание сообщения на заданную тему с использованием полученной информации, добавлением новой информации из доступных электронных справочных источников. Цитирование информации (источника) с соблюдением авторских прав. Создание и размещение текстового или медиасообщения в информационно-образовательной среде класса (школы). Комментирование сообщений с соблюдением правил сетевой коммуникации. Создание электронного почтового сообщения. Работа в компьютерной программе, позволяющей создавать и редактировать видеоцепочки: редактирование иллюстративного ряда в редакторе презентаций при создании сообщения (для аудиовизуального сопровождения выступления) |
|
5.5. Планирование деятельности, управление и организация |
Определение последовательности выполнения действий. Исполнение, редактирование алгоритмов (линейных, с ветвлением, циклических, с заданными параметрами) для знакомых формальных исполнителей. Создание алгоритмов (линейных, с ветвлением, циклических, с заданными параметрами) для знакомых формальных исполнителей |
Картинка
Содержимое