Типовые задачи формирования регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

Картинка
учителю
Содержимое

УУД

(характеристики)

Типовые задачи формирования УУД

Условия

1. Регулятивные

1.1. Целеполагание

(умеет формулировать и удерживать учебную задачу)

Постановка и решение учебной задачи:

– ситуация «успеха»;

– ситуация «разрыва»;

– решение учебной задачи (высказывание и проверка гипотез, приведение доказательств, работа в ходе учебного диалога -группой, индивидуально с поиском информации в различных источниках );

– моделирование.

Цель учебной задачи и ее результат состоит в изменении самого ученика, которое заключается в овладении им определенными способами действия. Предлагается уч-ся в тот момент, когда им нужно освоить новое действие или новые понятия (практическое преобразование способа действия).

Ответ на вопрос «Для чего необходимо знать (уметь)?»

1.2. Планирование

(умеет выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам; самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи)

( выполняет учебные действия в различных формах;

с помощью речи регулирует свои действия)

Поэтапное формирование умственных действий (П. Я. Гальперин).

 

1)Постановка и решение учебной задачи.

2) «Отработка», т. е. воспитание желаемых свойств способа действия;

3) Перенос выполняемых действий из внешней предметной формы в умственный план.

 

 

Проектные задачи / групповые проекты

Формирование предметных действий (умений и навыков) - одна из самых главных задач образования. Через действие поэтапно формируются умственные действия и понятия.

1)Этап решения учебной задачи и создания модели.

2)Практическое освоение действия с опорой на  модели.

3- Переход действия во внутренний план, используется внешняя речь.

- Внешняя речь заменяется внутренней.

- Интериоризация действия, переходит из сферы сознания в интеллектуальное умение.

Способы деятельности не приобретаются, а превращаются в средства решения практической задачи.

Например,  «Как это делать?», «Что и как нужно было сделать герою, чтобы получился правильный результат?»

1.3. Прогнозирование

(может предвосхитить результат своей деятельности; может определить возможный вариант ответа, уровень усвоения знаний.)

Технология безотметочного оценивания

Приемы:

-Прогностическая с\оценка (оценивание возможностей до выполнения работы: предвосхищение результата с учётом имеющихся знаний, на выявление и прогнозирование причин трудностей).

- Определение трудности задания.

-Проверь себя.

Цель – развитие у младших школьников рефлексивной самооценки – знания о собственном знании и незнании, о собственных возможностях и ограничениях – являются две способности:

1) видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной;             2) анализировать собственные действия».                                                К этой группе принадлежат задачи с недостающими и лишними данными, а также ответы на вопросы

Привычка и умение перед любым действием задавать себе вопрос: «Я это могу? Что мне надо сделать, чтобы смочь? (как мне себя научить?)» «Какие трудности могут возникнуть и почему? Какой результат может получиться?».

1.4. Контроль

(умеет осуществлять пошаговый контроль выполнения действия, контроль за результатом работы по установленным правилам, установленному образцу)

Технология безотметочного оценивания

 

Приемы:

-Взаимоконтроль устных ответов.

-Пошаговый взаимоконтроль при работе с алгоритмом.

-Взаимоконтроль устных ответов.      

 -Ретроспективная самооценка письменных работ (оценка выполненной работы).

- Гибкая система балльной оценки.

- Комментирование устных ответов.

- Праздник успеха (повторение к\работы).

Эта группа типовых задач направлена на применение различных способов осуществления контроля за деятельностью своей и товарищей. Самооценка предшествует учительской оценке.

На этапе освоения алгоритма (формирование умственных действий) обеспечить всем учащимся полноценную интериоризацию действия с прохождением последующих этапов в парной работе (формирование действия в материализированной  форме, внешнеречевого).

Проверь: прав ли он?», «Такой ли получен результат, как в образце?», «Правильно ли это делается?»; «Сможешь доказать?..», «Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг у друга», «Проверь по словарю», «Проверь вывод по…»

1.5. Коррекция

(вносит необходимые дополнения и изменения в план, способ и результат действия на основе его оценки и учёта сделанных ошибок; адекватно воспринимает предложения по исправлению допущенных ошибок)

Технология безотметочного оценивания

 

Прием «Пошаговый взаимоконтроль при работе с алгоритмом»

 

Цель: помощь в исправлении ошибок в действиях, результатах действий, а также работа с деформированными предложениями, текстами, установление правильного порядка в следовании событий, явлений и т.д.

Прием включает несколько этапов: распределение ролей, выполнение действия по алгоритму одним из учеников, осуществление пошагового контроля и выставление оценки вторым учеником, смена ролей.

Игра «Научи меня».

 «Помоги герою исправить ошибки», «Установи правильный порядок предложений в тексте», «Помоги восстановить правильный порядок событий сказки…»

1.6. Оценка

(умеет определить качество и уровень работы, знаний; понимает, что усвоено, а что ещё нужно усвоить; устанавливает соответствие полученного результата поставленной цели; соотносит правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи)

Технология безотметочного оценивания

 

Приемы «Ретроспективная самооценка»,

 «Комментирование устных ответов»,

«Гибкая система балльной оценки»

 

Направлены на осуществление адекватной полученному результату оценки и самооценки деятельности, а также процесса выполнения задания.

Условия: – объем работы,

- эталон для проведения контроля,

- критерии и показатели оценки,

- правильная самооценка поощряется.                                    Ученикам предлагается по уже готовым критериям или выработанным в совместной деятельности с учителем оценить результат деятельности или процесс его выполнения.

 «Оцени свою работу...», «Хочу похвалить себя (одноклассника)», «По каким критериям герои оценивали свою работу?»»Сегодня мне было трудно»

1.7. Рефлексия способов и условий действия

Учебно-познавательная (учебно-практическая) задача на рефлексию

Цель– создать условия для осознания мотива, содержания, способов действий, успешности /неуспешности своей учебной деятельности и ее причин, с целью поиска способов преодоления неуспешности.

2. Познавательные

2.1. Общеучебные

Постановка и решение учебной задачи.

Проектные задачи / групповые проекты.

Учебное сотрудничество.

Теория поэтапного формирования умственных действий.

Учебно-познавательная (учебно-практическая) задача на ценностные установки, коммуникацию

Цель – создать условия, где уч-ся смогут выразить и аргументировать свою жизненную позицию, ориентировать их на принятие жизненных ценностей,  строить развернутые высказывания устные или письменные на определенную тему и с определенной целью, структурированные, аргументированные, логичные и последовательные.

2.2. Знаково-

символические

Постановка и решение учебных задач, включающая моделирование

Прием перечитывания текста, составления схем, рисунков, таблиц, создание алгоритмов, пиктограмм, схем-опор, кратких записей, таблиц, ментальных карт.

2.3. Логические

Постановка и решение учебной задачи.

 

Учебные задания, формирующие логические универсальные действия .

Анализ –выделение в целом отдельных частей.

 Классификация –признак для группировки.

Обобщение – мысленное объединение предметов.

Сериация – упорядочивание объектов

Синтез – это мысленное соединение частей в целое.

 Сравнение –сходство и различие.

2.4. Постановка и решение проблемы

Учебно-познавательная (учебно-практическая) задача на решение проблем

Цель  –условия для поиска способов решения проблем и воплощения найденных решений в практику.

3. Коммуникативные

Учебное сотрудничество, в том числе учебно-познавательная (учебно-практическая) задача на сотрудничество.

Постановка и решение учебной задачи.

Проектные задачи / групповые проекты

Цель– формирование навыка сотрудничества, умения строить развернутые высказывания на определенную тему и с определенной целью, структурированные, аргументированные, логичные и последовательные.

Учебное сотрудничество тесно связано с постановкой и решением учебных задач, обнаруживая границу своего знания, задает вопросы, сопоставляет различные позиции, участвует в совместном поиске решения проблемы, проявляет познавательную инициативу.

4. Чтение. Работа с текстом

4.1. Поиск информации

Составление плана текста.

 Приём перечитывания трудных частей текста.

Три вида чтения- ознакомительное, изучающее, поисковое;

извлекать информацию из текста.

4.2. Понимание прочитанного

Приемы:

-Внимание к слову,

-Знакомство с заголовком,

-Пометки на полях,

-Диалог с текстом.

-Поиск неизвестных слов, объяснение с помощью словаря, подбор синонимов.

-Прогнозирование содержания текста по заголовку.

-До чтения обсуждают проблему, которой посвящен текст, при чтении текста на полях поставить знаки «?», «+», «-».

-Диалог- выявление главной мысли текста, формулирование вопросов, установление причинно-следственных связей.

4.3. Преобразование и интерпретация информации

Работа с таблицами, схемами, рисунками, ментальными картами

Прием перечитывания текста; составления схем, рисунков, таблиц, создание алгоритмов, пиктограмм, схем-опор, кратких записей, таблиц, ментальных карт и т. п.

4.4. Оценка

информации

Учебное сотрудничество.

 

 

Проектные задачи

Проектная задача- набор заданий целенаправленно стимулирующих систему детских действий, направленных на получение „продукта“, носит групповой характер.

5. Формирование ИКТ-компетентности

5.1. Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером

Включение и выключение цифрового устройства, компьютера.

Выбор необходимых для решения задачи и запуск программ с рабочего стола и из меню «Пуск», использование технологии Drag and Drop

Организация рабочего места и энергосбережение.

Рациональная организация информации в файловой системе компьютера: создание, именование и использование имен файлов и папок (поиск в файловой системе, выбор, открытие, сохранение открытого объекта) для хранения цифровой коллекции.

Копирование, переименование и удаление файлов

5.2. Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных

Подключение устройств ИКТ (карт памяти), перенос файлов в компьютер для ввода информационных объектов.

Извлечение хранящейся в устройстве ИКТ цифровой информации для воспроизведения (просмотр, прослушивание, вывод на печать) зафиксированной информации (открывание объекта).

Сохранение информационных объектов.

Работа в компьютерной программе, позволяющей набирать тексты с использованием клавиатуры.

Создание и редактирование текста в текстовом редакторе (удаление, замена и вставка букв и слов) с использованием экранного перевода отдельных слов.

Оцифровка текстового документа или изображения (сканирование)

5.3. Обработка и поиск информации

Соответствие информационного объекта цели фиксации информации.

Подключение устройств ИКТ (в том числе флеш-карт).

Цифровая фиксация (запись) информации (звуков и изображений) при помощи цифровой фотовидеокамеры, веб-камеры, диктофона, наушников и микрофона, цифрового микроскопа.

Фото- и видеофиксация результатов наблюдений (в том числе микрообъектов).

Фиксация изображения экрана (скриншот).

Сбор числовых данных с помощью цифровых датчиков и наглядное представление полученной информации.

Фиксация собранных числовых данных в электронной таблице, обобщение и анализ данных на диаграмме.

Моделирование в виртуальной лаборатории.

Нахождение результата вычислений с применением калькулятора (в том числе с использованием стандартной компьютерной программы)

Оценка качества визуального ряда и уместности содержания медиасопровождения.

Работа в компьютерной программе, позволяющей создавать тексты с применением основных правил оформления (выбор шрифта, начертания, размера, цвета текста, расстановка пробелов относительно знаков препинания, использование абзацного отступа).

Редактирование текста (удаление, замена и вставка букв и слов) с использованием полуавтоматического орфографического контроля.

Добавление в сообщение информации, полученной при переходе по гиперссылке из заданных гипертекстовых документов.

Создание гиперссылки в текстовом документе.

Поиск информационного объекта по имени, типу, дате создания файла.

Работа в компьютерной программе (веб-браузере), позволяющей организовать поиск дополнительной информации в контролируемом учебном информационном пространстве сети интернет.

Формулирование поискового запроса.

Составление списка используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок).

Создание банка данных для решения познавательных задач.

Соответствие информационного объекта цели фиксации информации

5.4. Создание, представление

и передача

сообщений

Создание сообщения на заданную тему с использованием полученной информации, добавлением новой информации из доступных электронных справочных источников.

Цитирование информации (источника) с соблюдением авторских прав.

Создание и размещение текстового или медиасообщения в информационно-образовательной среде класса (школы). Комментирование сообщений с соблюдением правил сетевой коммуникации.

Создание электронного почтового сообщения.

Работа в компьютерной программе, позволяющей создавать и редактировать видеоцепочки: редактирование иллюстративного ряда в редакторе презентаций при создании сообщения (для аудиовизуального сопровождения выступления).

Работа в компьютерной программе с простыми геометрическими объектами: построение, изменение, измерение геометрических объектов, создание схемы из геометрических объектов.

Создание хронологических последовательностей (лент времени) и ментальных карт (в том числе в социальных сервисах).

Получение и использование данных цифровой географической карты.

Работа в компьютерной программе, позволяющей создавать и редактировать графические изображения (вырезать из изображения нужную часть, уменьшать и увеличивать размер изображения).

Создание сообщения на заданную тему с использованием полученной информации, добавлением новой информации из доступных электронных справочных источников.

Цитирование информации (источника) с соблюдением авторских прав.

Создание и размещение текстового или медиасообщения в информационно-образовательной среде класса (школы). Комментирование сообщений с соблюдением правил сетевой коммуникации.

Создание электронного почтового сообщения.

Работа в компьютерной программе, позволяющей создавать и редактировать видеоцепочки: редактирование иллюстративного ряда в редакторе презентаций при создании сообщения (для аудиовизуального сопровождения выступления)

5.5. Планирование

деятельности, управление

и организация

Определение последовательности выполнения действий.

Исполнение, редактирование алгоритмов (линейных, с ветвлением, циклических, с заданными параметрами) для знакомых формальных исполнителей.

Создание алгоритмов (линейных, с ветвлением, циклических, с заданными параметрами) для знакомых формальных исполнителей